В целях стимулирования малоимущих граждан на преодоление трудной жизненной ситуации в течение ближайших трех лет на территории региона началась реализация нового механизма оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, которым предусмотрено расширение возможности поддержки граждан.
Социальный контракт – это соглашение между органами социальной защиты и малоимущими гражданами или семьями по месту жительства или месту пребывания гражданина.
Цель такого контракта – не содержать человека за счёт государства, а помочь ему реализовать свои возможности, чтобы гражданин сам мог себя обеспечивать в дальнейшем.
К социальному контракту разрабатывается специальная программа социальной адаптации, т.е. «пошаговая инструкция» по выводу из малообеспеченности конкретной семьи или одиноко проживающего гражданина.
Средства пойдут на помощь людям, которые оказались в сложной финансовой ситуации. Социальный контракт предусматривает взаимные обязательства, как со стороны гражданина – участника программы, так и со стороны органов государственной власти.
В зависимости от нуждаемости гражданам окажут содействие в поиске работы, в организации предпринимательской деятельности, ведении личного подсобного хозяйства, а также семьи смогут использовать средства социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации.
В рамках содействия в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности гражданин зарегистрируется в качестве ИП или самозанятого, пройдет обучение основам предпринимательской деятельности, разработает бизнес-план, закупит оборудование, создаст и оснастит рабочее место. Органы, уполномоченные в сфере регулирования предпринимательства, в свою очередь, окажут содействие в создании условий для осуществления предпринимательской деятельности. Органы социальной защиты населения предоставят единовременную денежную выплату не более 350 тыс. рублей на возмещение расходов в соответствии со сметой расходов или бизнес-планом, а также произведут гражданину выплату за курс обучения.
В рамках направления по ведению личного подсобного хозяйства в обязанности гражданина входит постановка на учет в налоговом органе в качестве самозанятого, приобретение товаров и сельхозпродукции, а также предоставление документов, подтверждающих факт расходования средств. Участник мероприятия должен осуществить реализацию сельхозпродукции, а также, если это необходимо, пройти обучение. Органы, уполномоченные в сфере регулирования предпринимательства, в свою очередь, окажут содействие в постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, осуществлении ведения гражданином ЛПХ и реализации продукции. Органы социальной защиты населения предоставят гражданину единовременную денежную выплату не более 200 тыс. рублей, а также произведут гражданину выплату за курс обучения.
Гражданин будет обязан предпринять активные действия по выполнению программных мероприятий. Только в этом случае ему будет выплачено пособие на приобретение предметов первой необходимости – одежду, обувь, лекарственные препараты; товары для ведения личного подсобного хозяйства, прохождение лечения, профилактического медицинского осмотра, а также приобретение товаров для обеспечения потребности в товарах и услугах дошкольного и школьного образования детей.
Следует отметить, что гражданин обязан ежемесячно предоставлять в органы социальной защиты документы, подтверждающие произведенные расходы на исполнение мероприятий программы социальной адаптации (кассовые чеки и др.). В случае непредставления гражданином таких документов принимается решение о приостановке предоставления денежной выплаты, либо прекращении предоставления выплаты. В случае нецелесообразного использования денежных средств участником программы будет осуществлено взыскание выплаченной суммы.