В Пензе 19 апреля дан старт акселерационной программе «Внутренний туризм: новые горизонты и возможности». Программа началась с проведения стратегической сессии «Современные вызовы и тренды на рынке туризма», в работе которой приняли участие представители малого и среднего бизнеса сферы туризма и гостеприимства. Цель проведения стратегической сессии – определить возможные стратегические ориентиры развития бизнеса на рынке туризма в новых постковидных условиях.
Открыл мероприятие Валерий Беспалов, врио заместителя Председателя Правительства Пензенской области. Он отметил, что для развития сферы туризма нужно критическим взглядом посмотреть на имеющиеся в регионе объекты, подумать о том, как их улучшить, что нового построить, чтобы приезжать в Пензенскую область было интересно».
С приветственным словом к участникам мероприятия выступил врио зам. министра культуры и туризма Пензенской области Ильдар Мавлюдов: «Перед нами стоят большие вопросы, тем более в это тяжелое время. Я надеюсь, что с помощью наших специалистов, которые приехали к нам, мы найдем решение и в дальнейшем будем развивать прежде всего внутренний туризм».
Модератор мероприятия Константин Гаранин, директор Центра территориального маркетинга, эксперт Международной программы развития ООН (UNPD) сделал акцент на том, что туризм должен быть встроен в стратегию социально-экономического развития региона. Не следует развивать туризм ради туризма. Все должно быть системно и взаимосвязано, с консолидацией интересов различных субъектов бизнеса индустрии туризма и сопутствующих отраслей экономики.
Роман Еремян (председатель экспертного совета по гостиничному бизнесу «Деловой России») сообщил, что в настоящее время основные туристские потоки с высокой экономической отдачей формируют те туристские центры, где создана современная инфраструктура туризма, позволяющая продавать туристам яркие эмоции и впечатления. При этом важно, чтобы отрасль туризма развивалась именно по экономическим законам.
По мнению Романа Еремяна, для Пензенской области основной рынок сбыта - это, соседние области: «Имеет смысл приглашать в регион гостей из Мордовии, Тамбовской и Саратовской областей. Все-таки 11 миллионов человек так или иначе подходят по уровню доходов», - пояснил он свою точку зрения.
Своими рекомендациями по развитию сферы туризма в регионе поделился Константин Волков, бизнесмен, собственник холдинга «Росстрой». Он отметил, что для того, чтобы туризм приносил деньги в Пензенскую область, нужно прорабатывать сценарии увеличения продолжительности времени пребывания туристов в регионе. «Должно быть минимум две-три ночевки. Разовое посещение какого-то музея и еще чего-то денег вообще не принесет», - отметил предприниматель. Одним из стимулов развития туризма в регионе, по мнению Константина Волкова, может стать системная организация крупных спортивных мероприятий.
Интересным было выступление Николая Пиксина, который рассказал о своем опыте создания комплекса «Райское поместье» и проведении на его базе фестиваля «ДаншиноFest». В основе проведения Фестиваля - идея популяризации мордовской культуры во взаимосвязи с культурой других народов России. В 2018 году фестиваль посетили более 3 тыс. человек, в 2019 – более 5 тыс. гостей. По итогам конкурса в области событийного туризма по версии Russian Event Awards Межрегиональный историко-культурный фестиваль «ДаншиноFest» признан лучшим туристическим событием 2020 года в области культуры. Своей главной задачей Николай Пиксин считает развитие села Даньшино, что можно достичь в том числе за счет создания здесь условий для событийного и природно-ориентированного туризма.
Участники стратегической сессии обменялись мнениями, что для развития туризма в Пензенской области усилий одного бизнеса недостаточно. Здесь важна заинтересованность и поддержка со стороны органов власти. Особенно сейчас, когда на экономических показателях отрасли сильно сказалось влияние COVID-19.
С актуальной информацией о существующих мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства участников мероприятия познакомил Сергей Матюкин, руководитель Центра «Мой Бизнес» Пензы.
Напомним, что стратегическая сессия – это первое мероприятие туристского акселератора, который включает полезные дискуссионные площадки, практикумы и мастер-классы от экспертов рынка, а также конкурс проектов. Всего в программе обучения предусмотрено три образовательных модуля. Об этом собравшимся рассказала Наталья Уткина, методолог программы, куратор образовательного направления «Туризм» кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» ПГУ.
Уже в первый день, сразу после стратегической сессии был проведен первый образовательный модуль «Развитие бизнеса: работа с партнерами и сообществом» проводился в этот же день. Эксперт модуля, Константин Гаранин, познакомил слушателей с успешными кейсами развития туризма, отметив при этом, что для Пензенской области целесообразно выбрать стратегию нишевого туризма. А для этого важен поиск новых возможностей, новых рынков. Далее участники акселератора, используя технологию SMART, формулировали цели развития собственного бизнеса в контексте построения пространственной модели территории. Задача такой работы – понять какие сообщества могут быть полезны бизнесу для достижения поставленных целей, с кем из них выстраивать партнерские отношения и на каких условиях.
В результате участия в стратегической сессии и первом образовательном модуле участники акселератора смогли определиться с идеями проектов (решений) по «перезагрузке» собственного бизнеса с учетом имеющихся мер поддержки и ориентиров развития сферы туризма и гостеприимства.
20, 21 и 26 апреля слушателей ждет продолжение обучение, в рамках которого предусмотрены практические занятия по техникам составления аватара клиента, работе с CustomerJourneyMap, нахождению точек контакта с клиентом. Правильно «перезагрузить» проект помогут мастер-классы по разработке востребованных турпродуктов и правильному позиционированию, современным технологиям продажи и продвижения услуг в digital-среде.
По завершению акселератора участников ждет проектная сессия «Решения по перезагрузке бизнеса под современные требования рынка». 27 апреля 2021 года эксперты образовательных модулей и участники соберутся для презентации проектов и выбора наиболее интересных и проработанных решений, награждения и подведения итогов.
Напомним, что участие в программе для представителей малого и среднего бизнеса – бесплатное.
Программа организована региональным Фондом поддержки предпринимательства при участии Министерства экономики, Министерства культуры и туризма Пензенской области, Администрации города Пензы.